Расстроенная гитара или инструмент, на котором трудно
играть, не годятся для блюза. Вообще, блюзовую гитару довольно легко
отрегулировать, потому что высокое положение струн над грифом,
предпочитаемое большинством блюзменов, помогает избавиться от разных
неприятностей. Вот несколько соображений, которые не только помогут Вам
отстроить свой инструмент, но и возможно повлияют на Ваш выбор при
покупке новой гитары.
Это очень важный фактор.Особенно он сказывается на бендах и на растяжке
пальцев левой руки. Большинство электро- и акустических гитар имеют
либо «короткую» («GIBSON») мензуру 24 3/4 дюйма, либо длинную
(«FENDER», «GIBSON» и другие) 25 1/2 дюйма. Редко встречается что-то
другое (например гитары «PRS» имеют мензуру 25 дюймов). Короткая и
длинная длина мензуры гитар «MARTIN» имеют значения 24.9 дюйма и
25.4 дюйма, соответственно. При короткой мензуре натяжение струн
меньше, и поэтому на такой гитаре проще исполнять бенды, и вообще легче
делать растяжки даже маленькими руками. Гитары с короткими мензурами —
(акустические и электро) наиболее удобны для игры пальцами.
Благодаря сильному натяжению струн, гитары с длинной мензурой
обладают более ярким и мощным звучанием. Они позволяют получить
агрессивную атаку, но на них трудно делать бенды и растяжки. По словам
Тима Шоу (фирма «GIBSON»): «Aккорд, взятый на короткомензурной гитаре
звучит сплоченно, как семейный ансамбль, например, «EVERY BROTHERS». С
другой стороны, аккорды на длинномензурной гитаре напоминают ансамбль
профессиональных певцов — чисто и грамотно, но без «теплоты». Что
касается размера руки, то когда я играю классический шаффл на двух
нижних струнах в тональности F на длинномензурной гитаре, то мизинец
моей левой руки с трудом дотягивается до 4-го лада, который я обычно
легко беру на короткой мензуре.»
Радиус закругления грифа определяет высоту положения струн над
грифом, при которой во время бендов они не глушатся об металлические
поческие порожки. Большинство старых гитар «FENDER» имеют радиус
7 1/4 дюйма, в то время как «GIBSON»делает грифы с радиусом 12 дюймов.
Короче говоря, более «круглый» фендеровский гриф лучше приспособлен к
натуральному изгибу ладони и на нём легче брать аккорды с баррэ.
Однако, такая кривизна может привести к вышеупомянутым проблемам, когда
при бенде подтянутые струны упираются в выпуклость грифа. Современные
грифы «FENDER» имеют больший радиус, однако на копиях старых моделей
фирма предпочитает сохранять старое значение радиуса закругления.
12-дюймовый радиус фирмы «GIBSON» позволяет делать бенды даже при
низком положении струн над грифом. На гитарах «MARTIN» с радиусом от 16
до 20 дюймов проблем с бендами вообще не возникает.
Высота ладов имеет большое значение для тех, кто часто делает бенды.
А какой блюзовый гитарист их не делает? Исполнить бенд на высоких ладах
легче, чем на низких. Оптимальная высота ладов для блюзовой гитары
лежит в диапазоне 0.35-0.55 дюйма. При высоте ладов меньше чем
0.30 дюйма начинаются проблемы с бендами, потому что в этом случае
струна не располагается на достаточном расстоянии от грифа.
Лады для блюзовой, и вообще для современной гитары
подразделяются на две категории: узкие: .078-.090 ширина и .40-.47
высота (FENDER, MARTIN, GRETDCH и некоторые старые GIBSON) широкие:
.100-.108 ширина, 0.40-0.47 высота GIBSON и многие другие).
Хотя существуют сверхвысокие лады (0.55-0.60), которые очень
удобны для бендов, но они слишком высоки для столь любимых нами
аккордовых слайдов, (например, секстаккорд в нонаккорд).
Прорези в порожке также в значительной степени влияют на звук.
Обычно их делают не более половины диаметра струны, чтобы струна не
зажималась и не глушилась. Однако в блюзовой гитаре прорези для 3-х
первых струн должны быть глубже. Это вызвано тем, что при бендах эти
струны могут выскакивать из прорезей. Например, бенд от F# (1 струна
2-й лад) к G#, может вытолкнуть 2-ю струну из прорези.
Калибр струн существенно сказывается на стиле игры, поэтому
попробуйте поэкспериментировать с разными комплектами. Но помните, что
меняя калибр струн, Вы должны одновременно заново отрегулировать Вашу
гитару. Чем толще струны, тем больше они сопротивляются давлению
медиатора. Поэтому такие вещи, как буги-шаффл на нижних струнах Вы
должны играть с более мощной атакой и драйвом.
К толстым струнам нужно привыкать постепенно. Например, не
стоит без подготовки пытаться подтягивать 1-ю струну толщиной 0.12,
иначе Вы можете сорвать ноготь. Такие травмы случаются часто, а
заживают довольно долго. Такие раны иногда заливают клеем, но не знаю
насколько это обосновано с точки зрения медицины. Стиви Рэй постоянно
заклеивал свои сорванные ногти.
Альберт Кинг, наиболее часто копируемый блюзовый гитарист,
нашёл такой выход. Он строил свою гитару ниже, чем принято (строй
сверху вниз: C, F, C, F, A, D), что позволяло ему использовать
акустический комплект «BLACK DIAMOND» и спокойно делать бенды.
Последнее время Альберт играл на следующих струнах: .009, .012, .024
(с оплеткой), .028, .038 и .050. Если вы интересуетесь стилем
Альберта — попробуйте такой комплект и вы будете удивлены. Стиви Рэй
Воэн также строил гитару ниже, но только на полтона. Он использовал
следующий комплект: .013, .015, .019, .028, .038 и .058. Чтобы играть
на них то, что удавалось Стиви Рэю, то даже при опущенном строе, нужно
иметь очень сильные руки.
На электрогитаре не стоит ставить струны тоньше, чем комплект .010,-.046, хотя в качестве первой струны можно попробовать .009.
Акустическому блюзовому гитаристу скорее всего подойдут тонкие
струны. Однако слишком тонкий калибр может растренировать Ваши руки и
привести к потере ощущения стиля. С другой стороны средние струны своим
натяжением могут повредить деку акустической гитары. Кроме того, игра
на них потребует большой силы рук.
Большинство гитар оборудованы регулируемыми подставками и грифами.
Гриф обычно бывает прямым, либо имеет небольшой прогиб, который
способствует эллиптическому колебанию струн и помогает избежать биения
струн о лады. Затянув анкерный болт, помещённый внутри грифа, Вы
выпрямите гриф, а ослабив — сделаете прогиб.
Существуют сотни вариантов сочетания прогиба грифа, высоты
струн и их калибра. Здесь выбор остаётся за вами. Но чтобы его сделать,
вы должны перепробовать все возможные варианты. Тут можно дать Вам
несколько советов:
- чем толще струны и чем выше они стоят над грифом, тем меньший прогиб он должен иметь.
- тонкие струны, стоящие низко над грифом, требуют большего прогиба.
- короткомензурные
гитары при низком положении струн должны иметь больший прогиб, чем
длинномензурные. Иначе это вызовет призвуки, возникающие при ударе
струн о лады.
- на призвук, который не слышен через усилитель, не стоит обращать внимание.
- если
Вы играете со слабой атакой через мощный усилитель, то Вы можете
использовать прямой гриф с низким положением струн. Но нерасчитывайте
при этом на большие бенды.
- высоту струн на гитарах «GIBSON» регулировать проще, чем
на гитарах «FENDER», потому что вся подставка целиком поднимается и
опускается на двух винтах, которые вращаются пальцами. Большинство же
фендеровских подставок, в том числе «стратовских», оборудованы
раздельными регулируемыми элементами для каждой из струн.
- большинство гитар должны иметь прогиб в пределах .005-.030 дюйма в районе 7-9 ладов.
Для начала выпрямите Ваш гриф. И опустите струны до такого уровня,
когда они начнут давать призвуки. Затем медленно поднимайте всю
подставку или отдельные струны до тех пор, пока призвуки не исчезнут.
При таком среднем положении они могут появиться только при сильной
атаке медиатора. Теперь сделайте на грифе небольшой прогиб и ещё раз
проверьте высоту струн. Призвуки должны исчезнуть. Возможно такой
вариант Вас и удовлетворит. Если призвуки не исчезнут, увеличьте
прогиб.
ТРИ ТИПИЧНЫЕ БЛЮЗОВЫЕ ГИТАРЫ |
ГИТАРА |
1-й ЛАД |
12-й ЛАД |
ПРОГИБ |
ES-345 |
0.1"/.024" |
1/32"-3/64" |
НЕТ |
Strat |
.014"-.034" |
1/16"-3/32" |
.009" |
J-45 |
0.13"/.022" |
3/32"-7/64" |
НЕТ |
Приведённые в таблице параметры сняты с длинномензурной гитары
«FENDER STRATOCASTER» 1956 г. выпуска, короткомензурной гитары
«GIBSON ES-345» 1959 г. и короткомензурной акустики "GIBSON J-45"
1944 г. В каждом случае во время измерений гитары стояли на боку в
рабочем положении. Измерялось расстояние от нижнего края 1-й и 6-й
струн до верхнего края 1-го и 12-го ладов.
Акустические гитары предполагают совсем иную манеру
использования блюза. По-моему оптимальная блюзовая акустика должна
иметь короткую мензуру, что «оставляет за бортом» все большие
инструменты типа «дредноут». Меньшее натяжение струн на
короткомензурной гитаре даёт три важных преимущества:
- Максимальную чувcтвительность при игре пальцами;
- Лёгкость исполнения бендов;
- Доступность растяжек.
|